Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Чему советское наследие учит участников междугороднего автобусного рынка!

Last updated on 26.12.2019

В начале  хочется процитировать малую часть из статьи В. В. Познера…

“Ан нет. Отбросить то, чему тебя учили, отказаться от тех норм, с которыми жили все, в том числе ты, невероятно трудно.

И вопрос не в том, что такие решения принимают плохие люди, не в том, что им такие порядки представляются правильными, вопрос в том, что это советское наследие, которое еще живо. Оно, конечно, исчезнет, но не завтра”.

Полностью статья по ссылке:

О советском наследии

Аналитики и участники пристально следят за крахом междугородней системы автобусных пассажирских перевозок в РФ в течение многих лет. Существует масса причин, чтобы объяснить её упадок. Вся транспортная система страны, включая инфраструктуру и автобусы, в советский период принадлежала государству. Пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП) были операторами одновременно и услуг автовокзалов, и самих перевозок. Министерство автомобильного транспорта выпускало пособия и расписания всех рейсов по стране для ПАТП. Приватизация разделила инфраструктуру и перевозчиков. Во многих регионах предприятия все еще владеют и тем и другим, у остальных система работы поменялась только формально. Из всего, что сейчас происходит на рынке междугородних регулярных автобусных перевозок, можно выделить три основные причины происходящего:

•Коллективная монополия автовокзалов и автостанций.

•Избыточная зарегламентированность рынка.

•Невосприимчивость к изменениям участников отрасли.

Поэтому рынок крайне сложный.

              Отстаивание перемен

Началом перемен послужила цифровизация многих сфер в России еще лет 20 назад, в том числе и в пассажирских перевозках. Россияне давно начали делать покупки в интернете и население страны в целом становится все более опытным в цифровой сфере. К примеру, на авиационные и железнодорожные билеты доля онлайн-продаж, по оценкам участников рынка, уже превышает 50%, но тренд прошел мимо автотранспорта, где доля онлайн-продаж билетов на междугородние автобусы в среднем не превышает 7%. Одним из первых на этот раунд вышел Busfor еще в 2014 году и наступил век агрегаторов. Сейчас автобусные билеты есть у многих сервисов. Некоторые добавляли эту функциональность к уже существующим услугам, например, «Туту.ру», «Яндекс» и OneTwoTrip, некоторые запускали с нуля, как Unitiki. По большому счету агрегаторы занимаются обычной спекуляцией в онлайне и не более.Многие перевозчики в свое время были вынуждены отдавать на продажу собственные билеты агрегаторам, чтобы появилось время осознать изменения.

Цифровизация, зарегулированность рынка, невосприимчивость к изменениям участников отрасли, конечно, дали толчок для бурного развития в серой зоне всех возможных альтернативных вариантов междугородного сообщения в обход автовокзалов с советским подходом к системе организации перевозок и неспособностью реагировать на спрос пассажиров. Рынок созрел для появления сервисов карпулинга. Лидером на сегодняшний день является BlaBlaCar.

Пока перевозчики, автовокзалы и отрасль находятся в затруднительном положении, ключевой вопрос становится очевидным: чему должны учиться участники рынка междугородних пассажирских перевозок в РФ?

  Больше чем внедрение оцифровки

Уже недостаточно просто вывести продажу билетов на цифровой рынок, агрегаторы уже осознают свою кончину. Последняя сделка между Busfor и BlaBlaCar это доказывает, где первый, скорее всего, избавился от потенциально убыточного бизнеса, а BlaBlaCar прикупил потерянный трафик, когда избавился от “заказняков”, так быстрее и дешевле. Это была необходимая мера для снижения аллергии у политических игроков рынка и принятия нормативной базы, которая должна легализовать райдшеринг.

Начинается третий раунд на рынке автобусных перевозок.

Небезнадежные транспортные компании начали осознавать, что нужно внедрять автоматизацию и развивать собственные каналы онлайн-продаж, что во времена появления агрегаторов было чем-то новым, непонятным, дорогостоящим и совершенно непрофильным для перевозчиков. По сути, цифровое преобразование означает принятие значительных изменений в культуре предприятия, к чему многие участники рынка, которые привыкли строить свою работу на пособиях и расписаниях от Министерства автомобильного транспорта, где было все прописано четко до последней запятой и не надо было фантазировать и что-то придумывать, совершенно не были готовы, а многие не готовы даже сейчас.

Однако недостаточно просто внедрить новое программное обеспечение и цифровые технологии. Наша команда сталкивается с перевозчиками, которые, даже начиная использовать какие-либо универсальные решения автоматизации работы, систем диспетчеризации, внедрения собственных интернет каналов продаж, имея при этом немалую долю пассажиропотока на своих маршрутах, всё равно продолжают свое развитие в убывающем тренде.

Основная проблема заключается в том, что мало кто учитывает меняющиеся потребности пассажиров и не понимает их поведение, занимаясь банальной автоматизацией своих бизнес-процессов и продолжая продавать те же праздничные дни, которые предлагались в течение последних нескольких десятилетий. Оцифровывают ровно те же методы и способы привлечения пассажиров, что и 20 лет назад, тем самым не позволяя персонализировать то, чего требует рынок.

Настало время принять цифровую трансформацию

Рост, чтобы соответствовать рынку, требует от компаний цифровой трансформации. Движение — это изменение в бизнес-модели, чтобы принять мышление, ориентированное на клиента.

Компании должны спрашивать, как они могут улучшить качество обслуживания пассажиров, чтобы завоевать их. Лидеры в сфере автобусных перевозок также должны подходить к этому с помощью цифрового объектива и исследовать платформы для продажи билетов и бронирования высшего уровня, чтобы ускорить рост, обеспечить более позитивное взаимодействие с пассажирами и постоянно внедрять инновации в эпоху цифровых технологий.

Сдвиг в культуре рынка

Цифровая трансформация касается всех участников рынка. Внедрение процессов должно происходить во всей отрасли в целом, поскольку разрозненные компании, которые в разной степени используют технологии, могут привести к общей неэффективности. Изменения должны произойти на всем рынке в целом.

Предприятия, которые работают в долгосрочной перспективе, должны признать, что операционные процессы будут меняться. Постоянный анализ данных дает бизнесу большую автономию в отношении того, как он работает.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *